Программа Воспитания МБДОУ ПГО Пышминский детский сад № 3

2

Оглавление
Раздел
Пояснительная записка
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы
1.2.1.Уклад ДОУ
1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ
1.2.3. Общность (сообщества) ДОУ
1.2.4.Социокультурный контекст
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО
1.2.6.Требования к планируемым результатам освоения Программы
воспитания
1.2.7. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого
и раннего возраста до 3 лет
1.2.8. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного
возраста до 8 лет
Раздел II. Содержательный
Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
2.1.1.Патриотическое направление воспитания
2.1.2 Социальное направление воспитания
2.1.3. Познавательное направление воспитания
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
2.1.5. Трудовое направление воспитания
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
2.2. Особенности воспитательного процесса
2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанниковв процессе реализации Программы воспитания
Раздел III. Организационный
3.1.Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО
3.3.Организация предметно-пространственной среды
3.4.Кадровое обеспечение воспитательного процесса
3.5.Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитания
3.6.Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями
детей
3.7.Календарный план воспитательной работы
Основные понятия, используемые в Программе

Страница
3
6
6
8
8
8
9
10
10
11
12
12
13
14
14
15
17
18
19
20
21
21
21

23
25

3

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания) составлена на основе
требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, устава ДОУ
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольника предполагает
преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего
образования.
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы
дошкольного образования (далее - ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает
три раздела - целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде»1.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который
понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В
основе процесса воспитания детей в ДОО лежат конституционные и национальные ценности
российского общества.
Целевые ориентиры - возрастные характеристики возможных достижений ребенка,
которые
коррелируют с портретом выпускника ДООи с базовыми духовно-нравственными ценностями.
Взаимодействие участников образовательных отношений (далее - ОО) со всеми субъектами
образовательных отношений построено с учетом особенностей социокультурной среды, в которой
воспитывается ребенок.Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии со всеми
субъектами образовательных отношений и определяет 6 приоритетных направлений воспитания
дошкольника:
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания. Воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному
п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1

4

стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных
областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического развития, физического развития.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими
организациями.

5

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной программы
Цель Программы воспитания- личностное развитие дошкольников и создание условий для их
позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми
национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой являются антропологический, культурно-исторический и
практичные подходы.
Концепция Программы воспитания основывается на базовых ценностях воспитания,
заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012г. №
273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности
ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение)
развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
опирается на следующие принципы:
- принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,
свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей
среде, рационального природопользования;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество
и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет
расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить
в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной
системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования
идеалу в жизни;
- принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от
внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети,
независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и
иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе ДОО, включающем воспитывающие среды,

6

общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1. Уклад ДОО
Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на
базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и
социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими
сотрудниками ДОО).
1.2.2. Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда — это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и
социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками
воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) ДОО
Профессиональная общность — это устойчивая система связей и отношений между людьми,
единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники
общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой
эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной
деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
- быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров,
норм общения и поведения;
- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри
группы сверстников принимала общественную направленность;
- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему
товарищу;
- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
обществосверстников
(организованность,
общительность,
отзывчивость,
щедрость,
доброжелательность и пр.);
- учить детей
совместной деятельности,
насыщать
их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых
членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и
воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача - объединение усилий по
воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в

7

ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно
выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и
полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество
и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к
полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников
общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь
в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в
общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Детская общность. Общество сверстников - необходимое условие полноценного развития
личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под
руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься,
достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда
ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания
необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие
характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе.
Придаёт детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивает у детей стремление и
умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам,
общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском
саду созданы условия для взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми.
Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового,
рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Отношения с младшими — это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для
подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - это необходимые условия нормальной
жизни и развития детей.
Воспитатели соблюдают кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
- педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
- улыбка - всегда обязательная часть приветствия;
- педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
- педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей
в детском саду;
- тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
- уважительное отношение к личности воспитанника;
- умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
- умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
- уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
- умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не
торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;

8

- умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
- знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст — это социальная и культурная среда, в которой человек растет и
живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе
Программы воспитания. Социокультурный контекст воспитания является вариативной
составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства
образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как
субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания выступают следующие
основные виды деятельности и культурные практики:
предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он
открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с
родителями, воспитателями, сверстниками);
- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации
в различных видах деятельности через личный опыт);
- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.2.6. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты
достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных
портретов ребенка к концу дошкольного возраста. Основы личности закладываются в дошкольном
детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может
отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с
ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного
образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей».

9

1.2.7. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого
и раннего возраста (до 3 лет)
Направление
Ценности
Показатели
воспитания
Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким,
Патриотическое
окружающему миру
Человек, семья,
Способный понять и принять, что такое «хорошо»
Социальное
дружба,
и «плохо».
сотрудничество
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий
чувство
удовольствия
в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных средств
общения.
Знание
Проявляющий интерес к окружающему миру
Познавательное
и активность в поведении и деятельности.
Здоровье
Выполняющий действия по самообслуживанию: моет
Физическое
руки, самостоятельно ест, ложится спать
и оздоровительное
и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.
Труд
Поддерживающий
элементарный
порядок
Трудовое
в окружающей обстановке.
Стремящийся
помогать
взрослому
в доступных
действиях.
Стремящийся
к
самостоятельности
в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных
видах деятельности.
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Этико-эстетическое Культура и
красота
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

10

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
Ценности
Показатели
воспитания
Родина,
Любящий свою малую родину и имеющий представление
Патриотическое
природа
о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.
Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,
Социальное
дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества,
сотрудничество правдивый, искренний, способный к сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий
задатки чувства долга: ответственность за свои действия
и поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов
и дел.
Знания
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
Познавательное
потребность в самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной картиной
мира на основе традиционных ценностей российского
общества.
Здоровье
Владеющий основными навыками личной
Физическое и
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать
оздоровительное
правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
Трудовое
на основе уважения к людям труда, результатам
их деятельности, проявляющий трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.

Раздел II. Содержательный
Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого

11

является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти
образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в
целостном образовательном процессе.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм - это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей
стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский
патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее
уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных
и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России, уважением к
своему народу, народу России в целом;
- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и
будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного
достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям,
соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства
природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель уделяет внимание основным направлениям
воспитательной работы:
- ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
- организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к
российским общенациональным традициям;
- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к

12

растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в
собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений
и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность
за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностносмыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного
воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива
ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у
дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе
положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия,
создания условий для реализации в обществе.
Основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с
детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской
литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на
материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе
в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:
эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения
договариваться, умения соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель уделяет внимание следующим направлениям
воспитательной работы:
- организация сюжетно-ролевых игр (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами,
традиционные народные игры и пр.;
- воспитание у детей навыки поведения в обществе;
- обучение детей сотрудничеству, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
- обучение детей анализу поступков и чувств - своих и других людей;
- организация коллективных проектов заботы и помощи;
- создание доброжелательного психологического климата в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность - знания. Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности
познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в
которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе,
деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;

13

2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники,
дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
- совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных
для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и
исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
- организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа
конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность - здоровье. Цель данного направления - сформировать навыки здорового образа
жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение
ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых
обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей
(совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье
сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического
развития ребенка;
- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
- формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
- воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,
дворовых игр на территории детского сада;
- создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
- введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной
частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников
понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью
человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых
ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью,
ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель уделяет внимание
следующим направлениям воспитательной работы:

14

- формирование у ребенка навыков поведения во время приема пищи;
- формирование у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;
- формирование у ребенка привычки следить за своим внешним видом;
- включение информации о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется в тесном
контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность - труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать
участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье,
должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное
воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного
отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить
основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного
отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и
природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих
детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации основными задачами воспитателя являются:
- показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его
возможности для нравственного воспитания дошкольников;
- воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей,
воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали
ответственность за свои действия;
- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее
настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием
приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности - культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко
социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные
представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с
накоплением нравственных представлений.
Основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на
внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

15

4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и
других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель:
- учит детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
- воспитывает культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
- воспитывает культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не
перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
- воспитывает культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками,
книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности,
четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее
место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания - становление у ребенка ценностного отношения к красоте.
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы
личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию:
- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и
творчества;
- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их
произведений в жизнь ДОО;
- организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на
русском и родном языке;
- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Деятельность коллектива МДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 3» по реализации
вариативной части Программы ориентирована на специфику условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность и направлена на ознакомление с историей и культурой Урала, с
использованием авторской программы: «Мы живем на Урале» образовательная программа с учетом
специфики национальных, социокультурных иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. Авторы: Толстикова О.В., Савельева
О.В., рецензия кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики детства, Институт
педагогики и психологии детства, ФГОУ ВПО «УрГПУ» Царегородцевой Е.А.)
Цель: воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности (народности
Урала). Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей
образования.
Парциальная программа «Цветные ладошки» И.А. Лыкова

16

Цель: направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях
формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации.
Парциальная программа «Юный эколог» С.Н. Николаева
Цель: формирование у детей осознананно-правильного отношения к природным явлениям и
окружающим объектам.
Задачи реализации вариативной части Программы
1. воспитание чувства любви и уважения к родному дому, краю, поселку, культурному наследию
своего народа, к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
2. формирование чувственного восприятия и эмоционального отношение к объектам природы,
знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры,.
формирование эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации;
3. воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей,
чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного
отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и
другим людям.)
Воспитательно-образовательный процесс детей ведется на русском языке с учетом
региональных особенностей Свердловской области, с учетом местоположения образовательной
организации в пгт. Пышма рядом с железнодорожной станцией «Ощепково», удаленность от
социально-значимых объектов и инфраструктуры поселка; с учетом климатогеографических условий
Свердловской области (листопад, таяние снега и т.д.)
Программа рассчитана на воспитанников МБДОУ, посещающих группы с 10-часовым
пребыванием детей, со 2 группы раннего возраста по подготовительную к школе группу. Группы
одновозрастные, средняя наполняемость – 60 человек (общая), при среднесписочном составе – 72
человек. С каждой группой работают 2 воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор
физкультуры, помощник воспитателя. Все группы общеразвивающей направленности,
функционируют с 7.30 до 18.30 ч.
Ключевыми моментами уклада МДОУ являются
- ежедневное воспитательно-образовательное взаимодействие педагогов с воспитанниками и их
семьями в различных формах: беседы, консультирование, НОД, совместная игровая
деятельность;
- проведение 1 раз в 1-2 месяца общих мероприятий, в которых принимают участие все
педагоги и воспитанники детского сада вместе с родителями (утренники, досуги, конкурсы,
соревнования) в целях формирования партнерских взаимоотношений взрослых и детей и
активного вовлечения ребенка в социум;
- ежегодно, на основе мониторинга эффективности педагогического процесса определяются
годовые задачи, являющиеся приоритетным направлением деятельности педагогов МДОУ
№41 в течение всего учебного года. Это позволяет скорректировать и тем самым повысить
эффективность воспитательной работы в целях формирования у ребенка системы ценностей и
взглядов на окружающий мир и своем месте в нём.
Основной «точкой роста» в организации воспитательной работы является
- использование технологии исследовательской деятельности «Метеоплощадка»
- использование роботов-пчел Bee-Bot , различных видов конструктора Lego, использование
интерактивной доски

17

в целях развития детской инициативы, активности, самостоятельности, познавательной мотивации,
познавательного развития, развития конструктивных навыков и формирования умения учиться и
добывать информацию самостоятельно.

МДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 3» рядом с железнодорожной станцией
«Ощепково» Свердловской железной дороги. Удаленность от центра поселка, от социальнозначимых объектов и нифраструктуры. В связи с этим существуют определенные ограничения при
проведении мероприятий. Приглашаем сотрудников музея, полиции, пожарной части с выходом на
нашу территорию.
В целях эффективной реализации воспитательной программы МДОУ взаимодействует с
социальными партнерами:
- Пышминский музей истории земледелия и крестьянского быта - проведение мероприятий
патриотической направленности – воспитание патриотических чувств, любви к Родине,
гордости за ее достижения на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
- МБОУ ПГО «Ощепковская СОШ» – обеспечение преемственности целей, задач, содержания
образования с позиции непрерывности образования на всех этапах жизни растущего
человека;
- МБУ ПГО «Библиотечно-информационный центр» Ощепковская поселковая библиотека –
развитие языковых способностей и творческого потенциала, организация содержательного
взаимодействия с окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов.
Приобщение к чтению и любви к книге.
С 2021 г. МБДОУ посещает 1 ребенок-инвалид. Ребенок передвигается с помощью взрослого.
Специальные условия: расширенные дверные проемы, широкие коридоры, низко расположен звонок
(центральный вход в учреждение)
.
2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной
ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного
возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения образовательной организации.
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных
отношений составляет основу уклада организации, в котором строится воспитательная работа.
Основные направления и формы взаимодействия с родительской общественностью:
1. Взаимное информирование: формы: неформальные встречи, консультации, беседы,
опросы, консультирование, в том и числе с использованием онлайн технологий,
организация конференций, родительских собраний, информационных стендов (в т.ч. в
сети Интернет, на сайте ДОО), создание памяток, публикации в СМИ, выступлений на
мероприятиях различного уровня.
2. Педагогическое сопровождение самообразования родителей:
формы: «родительские университеты» в онлайн режиме, семейные гостиные, мастерклассы очно и онлайн, тематические мероприятия: выставка литературы, тренинги,

18

семинары, круглые столы, и др.
3. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей
формы: совместное чтение, занятия, представления и утренники, экскурсии, походы.
Проведение Дня открытых дверей, Дня птиц, Колядки, Зарница.
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания ОО реализуется через формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность
всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно
воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Уклад ОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного
образования на уровень начального общего образования:
1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе
современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых
реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и
пр.).
Условия реализации Программы воспитания описаны в организационном разделе ООП ДО.
Уклад задает ценности воспитания - как инвариантные, так и свои собственные, - для всех
участников образовательных отношений: руководителя ДОО, воспитателей и специалистов,
вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов
социокультурного окружения ДОО.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в
ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер
воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и
родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и
нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад выстроен с учетом специфики ДОО. Основные характеристики уклада ДОО отражены в
следующих документах:
№ п/п Характеристика
1
Ценностно-смысловое
жизнедеятельности ДОО.

Документ
наполнение Устав ДОО, локальные акты, правила поведения
для детей и взрослых, внутренняя символика.

19

2

Ценностно-смысловое
наполнение
жизнедеятельности ДОО:
- специфика
организации
видов
деятельности;
ООП ДО и Программа воспитания.
- обустройство развивающей предметнопространственной среды;
- организацию режима дня; разработку
традиций и ритуалов ДОО;
- праздники и мероприятия.

3

Принятие
всеми
участниками Требования
к
кадровому
составу
и
образовательных отношений уклада ДОО. профессиональной подготовке сотрудников.
Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников.
Социальное партнерство ДОО с социальным
окружением.
Договоры и локальные нормативные акты.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда
раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда — это
содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности,
степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда выстроена по трем линиям:
- «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств;
- «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей;
- «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в
особенности - игровой.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО
Событие — это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность
взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной
ценности.
Воспитательное событие — это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В
каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий
детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не
толькоорганизованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный
момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно
реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события
проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы,
ситуацией развития конкретного ребенка.

20

Формы проектирования событий:
- разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детсковзрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и
др.);
- проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
- создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, экологические акции и т. д.).
Проектирование событий выстраивает целостный годовой цикл методической работы на
основе традиционных ценностей российского общества. Отражен в годовом плане ДОО.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее - ППС) отражает федеральную и региональную
специфику ДОО и включает:
- оформление помещений;
- оборудование;
- игрушки.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности
социокультурных условий ДОО.
Среда экологична, природосообразна и безопасна.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования,
освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания,
формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда
в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда,
представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка отражены и сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл
здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с
особенностями региональной культурной традиции. Вся среда гармонична и эстетически
привлекательна.
В каждой группе оформлен уголок по патриотическому воспитанию. Имеется символика
страны, области, родного края;
Макеты народных игрушек, промыслов;
Карта России, глобус (старший дошкольный возраст)
Художественная литература по патриотическому воспитанию, энциклопедии, дидактические
игры и пособия, картотека дидактических игр;
Альбомы «Мой край», «Достопримечательности Пышмы», «Права ребенка», «Богатыри
земли русской», видеозапись «История поселка»;
Альбомы созданные совместно с детьми по проектам «Моя семья», «Традиции семьи», «Как
мы провели лето», «Любимые виды спорта», «Птицы нашего края», «Профессии родного
края», «Наши ветераны ВОВ»и т.д

21

Картотека наблюдений на прогулках «Природа родного края», в группах оформлены уголки
экспериментирования с природными объектами (проводят опыты с песком, водой,
камушками и т. д.)
В свободном доступе, в каждой группе, находится календарь природы, где дети фиксируют
сменяемость дней, погодных явлений;
Имеется инвентарь для ухода за растениями в группах детского сада, ежегодно в группах
организуются «Огороды на окне»
Оборудование для труда на участке детского сада.
В каждой группе есть уголок физической культуры, где есть минимальный набор
спортивного оборудования, альбомы «Я и спорт», «Спорт в жизни нашей семьи».
Интерьеры групп, коридоров регулярно оформляются детскими работами (сменяемость по
сезонам и по темам календарного планирования)
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Организацией и координацией воспитательного процесса в МДОУ ПГО «Пышминский детский сад
№ 3» занимаются старший воспитатель- 1
Общую координацию осуществляет заведующий- 1
Реализуют рабочую программу воспитания воспитатели групп – 6 человек;
специалисты: музыкальные руководитель- 1 инструктор физкультуры – 1
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Устав образовательной организации, Программа развития МБДОУ ПГО «Пышминский
детский сад № 3»
Договорные отношения, сотрудничества с другими организациями (в том числе с организациями
дополнительного образования и культуры, некоммерческими организациями).
Соглашение С 20/2019 « О партнерстве по вопросам реабилитации несовершеннолетних» от 29.12.
2020г. с Государственным автономным учреждением социального обслуживания Свердловской
области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Пышминского района»
Договор о социальном партнерстве с МБУ ДО ПГО «Пышминская школа искусств» от 30.08.2021г.
Договор о социальном партнерстве с МБУ ПГО «Библиотечно-информационный центр»
Ощепковская поселковая библиотека от 30.08.2021г.
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных
результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования
воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование — это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность.
На уровне воспитывающих сред. ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ;
событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в
различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает
возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и

22

самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт
развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая
общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и
сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с
учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает
возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает
самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить
переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания при реализации инклюзивного
образования являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОО являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в
развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в
целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об
окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.

23

3.7. Календарный план воспитательной работы

Календарный план воспитательной работы
№
1

2

3

4
5

6

7

8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

Мероприятие
«Труд в почете» профессии хлеборобов,
животноводов родного края
Выставка творчества детей и родителей
«Осенние фантазии»
«День
работников
дошкольного
образования». «Все профессии важнывсе профессии важны» (Профессии
работников д/с) Изготовление плакатов,
открыток.
Международный день пожилых людей
«Концерт для бабушек и дедушек»,
изготовление открыток, стенгазет.
«Осенины» (осенние праздники в зале и
с выходом в природу)
Фольклорный праздник «Какие мы
разные» (Народности нашей страны,
края, традиции и быт)
«День
матери»
Поздравительные
номера. Изготовление коллективных
работ, открыток, плакатов.
Театрально-игровая
деятельность
(оформление в группах игровых зон)
Постановка сказок с детьми.
«Фольклорная гостиная»
«День
неизвестного
солдата»
Познавательный досуг
«День волонтера» Наши добрые дела
Выставка
детско-родительского
творчества «Зимняя сказка»
День конституции России. Акция «Мыграждане России!»
Зимние
новогодние
праздники
«Здравствуй, елка!»
Русские народные традиции «Колядки»
Акция «Покормите птиц!»
Военно-патриотическая игра «Зарница»
Фотовыставка
и выставка детского
творчества «Мы-будущие защитники!»,
«Кем я хочу быть»( рисунки,
иллюстрации.)
Фольклорный праздник «Масленица»

Сроки
сентябрь

Возраст участников
4-7 лет
2-7 лет

сентябрь

3-7 лет

октябрь

2-7 лет

октябрь

2-7 лет

ноябрь

5-7 лет

ноябрь

2-7 лет

ноябрь

2-7 лет

декабрь

5-7 лет

декабрь
декабрь

3-7 лет
2-7 лет

декабрь

4-7 лет

декабрь

2-7 лет

январь
февраль
февраль
февраль

5-7 лет
2-7 лет
3-7 лет
3-7 лет

март

3-7 лет

24

18
19

20
21

22

23
24
25

26

27
28

Выставка
детских
работ
«Наши
мамы», «Цветы для наших мам»
Праздник «Дорогие наши мамы»,
посвященный
международному
женскому дню 8 марта.
Праздник «День птиц»
«Огород на подоконнике»
Акция «Вырастим цветы для детского
сада»
Тематическая выставка «День
космонавтики» конструирование из
бросового материала космических
станций, ракет.
Цикл бесед «Дошкольникам о Великой
Отечественной Войне»
«Праздник Весны и Труда»
Выполнение коллективных работ
Конкурс чтецов среди детей ко Дню
Победы «Помнит сердце, не забудет
никогда»
Выставка коллективных и
индивидуальных детских работ,
посвященных «Дню Победы»
Международный день семьи
Физкультурные досуги
Серия
мероприятий
по
патриотическому воспитанию детей по
темам
Моя малая Родина – Пышма
Достопримечательности Пышмы
Культура и традиции русского народа,
народов Урала.
Москва- столица нашей Родины.
Города-герои
Моя Родина - Россия

март

2-7 лет
3-7 лет

март
март

2-7 лет
2-7 лет

апрель

3-7 лет

апрель-май

4-7 лет

май

2-7 лет

май

3-7 лет

май

3-7 лет

май

3-7 лет
4-7 лет

сентябрь
октябрь
ноябрь
январь
март
апрель

Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла,
определяя задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе
наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание
ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.

25

Основные понятия, используемые в Программе
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация - точка пересечения образовательного процесса и
педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои
программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции.
Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события
являются разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда — социокультурное содержание образования, объединяет в себе
цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации,
определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для
решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общность - устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые
ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность - это качественная
характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности
(детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).
Портрет ребенка- это совокупность характеристик личностных результатов и достижений
ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности - основные жизненные смыслы, определяющие отношение
человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального
поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.
Субъектность - социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека.
Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к
инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность
совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях.
Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на
базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность и
социокультурный контекст.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».